18.06.2013
Опыт применения авансовых выплат по страхованию грузов
Документы компетентных органов не только подтверждают факт происшествия, но в ряде случаев позволяют дать событию наиболее точную квалификацию, установить причины и ответственных за происшествие лиц, подтвердить предварительную оценку ущерба. Однако на деле процесс получения подобных документов не всегда укладывается в установленные сроки. 

Так, разбирательство по факту ДТП на маршруте следования и получение соответствующих справок зачастую осложняется удаленностью места происшествия от места выгрузки. 

При хищении груза получение постановления о возбуждении уголовного дела быть затянуто в связи со спорами о подследственности или месте проведения расследования. 

Кроме того, при приеме заявления органы внутренних дел требует предоставить полный пакет документов по перевозке и коммерческие документы на груз, что не всегда возможно сделать оперативно, в особенности, когда в перевозке задействовано много участников. В отсутствие указанных документов в возбуждении дела может быть отказано по причине отсутствия события преступления (нет накладной – нет перевозки – нет хищения). Очевидно, что подобный отказ носит больше формальный характер, однако, он заметно затягивает время сбора документов. 

В каждом из перечисленных случаев можно выполнять требования госорганов или пытаться обжаловать отказы, но чем больше времени длится процедура урегулирования, тем более заметные финансовые потери несут заинтересованные лица. 

С подобной ситуацией клиент Центра страхования транспортных рисков столкнулся около полугода назад. В канун новогодних праздников был похищен груз, застрахованный экспедитором в СК «Капитал-полис» на условиях «Все риски». 

Хищение произошло при доставке продукции компании Apple в торговые точки Москвы. Транспортное средство было вскрыто неизвестными в тот момент, когда водитель относил партию продукции в торговый комплекс. Сумма ущерба составила порядка восьмисот тысяч рублей. 

Полиция отказала в возбуждении дела по формальным основаниям, и собственник был вынужден обратиться с жалобой в прокуратуру. В сложившейся ситуации и с учетом того, что факт наступления страхового случая с точки зрения представленных документов был очевидным, Центром страхования транспортных рисков было принято решение об авансовой выплате. Первая часть страхового возмещения (аванс) в размере 400 000 рублей была выплачена после предоставления основного пакета документов по перевозке. Вторая часть убытка была переведена Выгодоприобретателю позднее, после предоставления постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи. 

По словам представителя экспедитора, явившегося страхователем груза, осуществление авансовой выплаты в размере половины суммы ущерба предотвратила развитие конфликтной ситуации с заказчиком в ожидании компенсации убытков, и позволила возобновить товарооборот с минимальными потерями.